Учиться чему-то новому, постоянно повышать свою квалификацию, проходить различные обучающие программы сегодня необходимое условие, если вы хотите идти в ногу со временем. Однако обучение обучению рознь, и не всякое обучение может привести к желаемым результатам. Как оценить эффективность той или иной учебной программы – вопрос, волнующий каждого, кто хотя бы раз сталкивался с этой проблемой.

Алгоритм оценки эффективности учебной программы, предлагаемый специалистами Высшей Экономической Школы, затрагивает все этапы обучения – начиная от постановки цели и заканчивая оценкой результатов.

1. Насколько эффективным будет обучение, напрямую зависит от поставленных целей. При этом цели даже у слушателей одной и той же программы могут быть абсолютно разными: для кого-то важно просто получить диплом, кто-то стремится повысить эффективность своего труда, чтобы достигать больших результатов, кто-то хочет получить новую работу или повышение по службе. Для формулировки правильной цели пользуйтесь проверенным принципом SMART – ставьте цель конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную и определенную во времени. Оценить эффективность той или иной программы обучения не составит труда, когда понимаешь, достиг ли ты поставленной цели.

2. После того как цель поставлена, ответьте для себя на вопрос: является ли обучение наиболее эффективным инструментом поставленной цели? Ведь некоторые знания приобретаются только на практике, а иногда, чтобы обучиться чему-то новому, бывает достаточно прочесть пару книг.

3. Эффект от обучения во многом определяется грамотным выбором учебной программы. Постарайтесь подойти к этому вопросу максимально осознанно и учесть все факторы. Во-первых, оцените образовательную организацию (количество лет на рынке, опыт, клиенты и рекомендации, репутация, наличие лицензии и т. д.). Далее обратите внимание на преподавательский состав: практический и преподавательский опыт, образование. Оцените саму программу: ее уровень, для кого она предназначена, каковы заявленные результаты обучения. Наконец, пообщайтесь с выпускниками этой программы – каких успехов они достигли благодаря обучению. И запомните: чем тщательнее вы подойдете к выбору программы, тем больше вероятность, что вы будете удовлетворены эффектом от ее прохождения.

4. Выбирая программу, оцените возможные затраты на обучение. Сможет ли ожидаемая выгода от достижения поставленной цели перекрыть эти затраты? При оценке обучения не забудьте учесть расходы на методические и учебные материалы, проживание и проезд, питание и т. д.; время, затраченное на обучение, и упущенную выгоду от основной деятельности; риски, связанные с выбором программы и т. д. Это ни в коем случае не значит, что надо искать самую дешевую программу. Просто следует обращать пристальное внимание на соотношение цены и качества и не тратить лишнего без необходимости.

5. Когда программа выбрана, оцените, насколько эффективно выстроен сам процесс обучения. Обращайте внимание, насколько выполняется учебный план, нет ли расхождений в заявленных темах и темах, которые реально освещаются, как организован сам процесс обучения, насколько вам комфортно и т. д. Если в процессе обучения вы замечаете тревожны е сигналы, может быть, стоит вовремя остановиться, чтобы не получить эффект обманутых ожиданий и потраченных впустую времени и денег.

6. После окончания обучения оцените, насколько вы остались удовлетворены программой, насколько вы считаете ее полезной, оправдала ли она ваши ожидания. Подумайте, стали бы вы рекомендовать эту программу знакомым. При этом будьте осторожны: если удовлетворенность программой выше, чем ее полезность, задумайтесь, было ли обучение для вас чем-то большим, чем просто приятное времяпрепровождение. Но с другой стороны, чем более вы довольны обучением, тем больше вероятность, что вы будете применять полученные знания на практике.

7. Самым важным показателем того, была ли пройденная программа обучения по-настоящему эффективной для вас, является ее результат. Соотнесите заявленную перед программой цель и то, что вы получили на выходе. Если вы стали больше зарабатывать, получили предложение о более интересной работе или продвинулись по карьерной лестнице; если благодаря обучению возрос ваш социальный и профессиональный статус или вы получили больше возможностей для самореализации; если возросла производительность вашего труда, ваша деятельность стала эффективнее, вы принимаете более качественные управленческие решения – обучение удалось.

3 совета работадателю

1. Отправляя сотрудников на обучение, нужно точно понимать, на какой конкретный показатель – качественный или количественный – руководитель хочет повлиять. Прежде всего необходимо сформулировать это для себя. Следующий шаг – донести это до работника, которого отправляешь на обучение.

2. Если сотрудник по итогам обучения готов активно взяться за реализацию поставленной задачи, окажите ему поддержку. Иначе может получиться, что обучение, запланированное как элемент удержания сотрудника, подтолкнет его к смене компании.

3. Посылайте на обучение только тех сотрудников, которые сами мотивированы на получение новых знаний. Если у человека такой настрой – взять для себя что-то полезное, любой опыт для него – шаг в развитии, повышение своей капитализации. Если же работник воспринимает обучение как некую повинность, деньги и время уйдут впустую.

Источник: