ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Статья посвящена профориентации специалистов в области управления инновациями. Анализ ряда работ, посвященных формированию начальных знаний и навыков, а так же психологического портрета менеджера инноватики. Статья содержит описание тестов, входящих в разработанную базу проекта «Профориентация».

Миссией инноватики и людей, её развивающих, является создание и непрерывное совершенствование механизма и инфраструктуры производственного сектора народного «хозяйства на базе научных достижений, создание своеобразного моста, соединяющего производственные и научные достижения.

Повышение инновационной и инвестиционной активности - важнейшая задача современной экономики государства. Деятельность и процессы, связанные с инноватикой имеет широкий профиль, но самым главным является тот факт, что это всегда сумма го и высокой степени эффективного, неотъемлемая часть научно-технического прогресса.

Для повышения инновационной и инвестиционной активности уже созданы и продалжают создаваться десятки инновационно-инвестиционных комплексов но всей не, входящие в сетевую инфраструктуру. Все плотнее входит в обиход термин иннватика, инновационный».

Логичным выводом является подготовка специалистов в области управления овациями. И работа в этом направлении активно ведётся как в Институте Инноватики ГПУ, так и повсеместно, где осознали данную проблему.

Однако, в процессе создания нового направления всегда возникают проблемы, требующие нe непосредственного рассмотрения. Нами ставилась задача создать 1)профессиональный портрет менеджера инноватики. Точнее определить его черты и юначальный «багаж», достаточный для начала успешной карьеры, используя систему сологического тестирования. После определения, обеспечение возможности самопределения и самореализации в предложенных областях.

Прежде всего стоит определить, что менеджер инноватики являет собой успешного шизатора и ничего от менеджера ему не чуждо. Слово «менеджер» уже достаточно известно и поэтому его можно встретить на каждом углу. Чтобы структурировать ормацию мне хотелось бы привести некоторые доводы. Стоит отметить, что это юкое понятие, оно может применяться к:

- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или
граммно-целевых групп;

- руководителю предприятия или компании в целом или его подразделений
разделений, отделов);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующего работу.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, тем более, если это [еджер инноватики.

Далее следует закономерный вопрос:

Так что же называется способностью эффективно управлять?

Исходя из проведенных исследований, были сформулированы следующие качества овека, способного подходить под определение «менеджер»:

- способность управлять собой;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных.

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Вышеперечисленные качества относятся к идеальному менеджеру-управленцу. нами же, ставилась задача сформировать характеристики идеального «менеджера инноваций». Что же нужно добавить идеальному руководителю, чтобы он был достоин называться «инноватором»? В результате проведенных исследований были выделены квалификационные характеристики, совокупность знаний, умений навыков и личных склонностей менеджера инноватики:

- желание человека посвятить себя менеджменту и инноватике, а также такие
личные качества, как предприимчивость, склонность к работе с людьми, умение учиться:

- базовое образование. Предусматривает окончание высшего учебного заведения с
присвоение квалификации бакалавра, специалиста или магистра.

- специальная подготовка менеджера инноватики. Обеспечивает формирование
знаний и умений областях: теоретические основы инноватики, проектного менеджмента,
маркетинга, юридических основ предпринимательства, включая патентное и налоговое
законодательство, правила внешнеэкономической деятельности;

- практика работы по управлению инновационными проектами, включая
международные. Как правило, сопровождается прохождением дополнительного
образования с получением сертификата международного образца;

- обобщение опыта инновационной деятельности, завешается повышением
квалификации в форме защиты кандидатской и докторской диссертаций по направлению
«Инноватика».

На данный момент имеется набор запланированных дисциплин, описывающих ту или иную сферу деятельности, в которой готовый инноватор должен если и не быть профессионалом, то не ощущать себя «не в своей тарелке». Помимо профессионализма и научно-технической подготовки очень важен человек, как личность, как часть работающей машины.

Идеей «воспитания» инноватора, в первом приближении, является создание некого сплава современной научно-технической, инженерной образовательной базы с экономическим образованием (менеджмент, маркетинг, финансы) плюс к этому совершенно определённые личностные качества, такие как лидерство, умение организовывать, настойчивость, стремление быть информированным «во всем» и умение достигать поставленные цели.

Задачей, стоящей перед Институтом Инноватики, является воспитать специалистоз высокого уровня, с познаниями в разных отраслях науки и техники, способного подходить к решению любой проблемы, имея «при себе» перечень возможных решений.

Поскольку понятие «Инноватика» ещё не очень прочно укрепилось в российском обществе, для студентов очень важно сознание того чем они будут заниматься в будущем, с чем придут к работодателю и что ответят на вопрос работодателя о своей профессии. В отличии от представителей «классических специальностей», для данной специальности наиболее актуальна разработка системы профориентации, целью создания которой будет возможность самоопределения и самореализации студентов ИИ.

Проект системы профориентации в целом включает в себя реализацию 3-х пилотных проектов: «Абитуриент», «Профориентация», «МБТС».

Проект «Абитуриент» представляет собой PR-акцию для увеличения потока абитуриентов, желающих поступить на факультет ИИ. Также запланировано тестирование на ярмарке факультетов, а в дальнейшем возможность проведения профориентации б школах под эгидой поступления в ИИ.

Проект «МБТС» представляет собой организацию, целью работы которой является трудоустройство студентов во время их учебы в ВУЗе. Планируется провести работы, в следующих направлениях:

- Студенты ИИ: информирование о существовании МБТС с осуществлением
обратной связи, тестирование, написание резюме, заполнение анкет, внесение в базу данных.

- Работодатели: поиски внесение в базу данных потенциальных работодателей, налаживание контактов через переговоры.

- Исследование рынка трудоустройства, организация стажеровок.

Проект «Профориентация» направлен па плотную работу со студентами, с применением личностного подхода. Все студенты сначала обучения на 2 курсе тестируются на созданной профориентационной базе и далее после получения информации о себе обдумывает свои возможности и в течении последующих двух семестров, выбирают темы для дальнейших научно-технических разработок в области инноватики и управления инновациями.

Предлагаемая система тестирования состоит из пяти тестов разной направленности:

- "Характеристика ролей в группе". Представляет собой тест из 7-ми вопросов таблиц обработки. Помогает понять тестируемому своё место в группе. Полезен для осознания своей роли в команде.

- «Направленность личности». Тест позволяет выявить доминирующую ориентацию личности в любой сфере деятельности(направленность- устойчивая система интересов, убеждений позиций, идеалов, вкусов, которые относительно независимы от конкретных ситуаций). Состоит из 30 вопросов и таблицы обработки результатов.

- «Лидер и администратор» определяет в процентном соотношении наличие у испытуемого лидерских и администраторских черт. Состоит из 40-ка вопросов и таблицы обработки результатов.

- «Стиль ваших отношений с людьми». Определяет стиль отношения, достоинства и недостатки. От того, как складываются отношения с людьми, часто зависит удастся ли убедить их пойти навстречу и помочь в решении проблем. Состоит из 12-ти вопросов и
таблицы обработки результатов. (Приложение 4)

- Диффереринциально-диагностический опросник «Я предпочтут». Помогает определить предпочтения испытуемого в плане рабочей деятельности. Состоит из 20-ти вопросов и таблицы обработки результатов.

При обобщении информации, полученной в результате опроса, формируется психологический портрет студента. Анализ поможет понять:

Студентам. Кто они такие профессионально. Выявить скрытые возможности и определиться с выбором сферы дальнейшей деятельности.

Сотрудникам ИИ. В каких направлениях должна вестись дальнейшая работа со студентами.

Далее планируется разделение образовательного процесса на базовый и факультативный. Студенты проходят курс общей подготовки параллельно с образовательным курсом по их выбору, из предложенных им преподавателями. В рамках факультативов студенты занимаются теми научными изысканиями, которые им действительно интересны и ближе по духу.

Таким образом уже на 3-м курсе мы получаем заинтересованных людей с идеями, которые они готовы и умеют воплотить в жизнь в качестве выпускных проектов. На 4-ом курсе планируется предложение студентам услуги дополнительного образования -переподготовки специалистов. Услуга является платной и включает в себя пакет образовательных дисциплин входящих в программу переподготовки. Для проведения мероприятий планируется дополнительно привлекать к работе преподавателей, как из ИИК, так и из других образовательных учреждений. Учебный план такого дополнительного образования включает в себя очную часть, предполагающую лекционные часы в вечернее время и дистанционную - отправка пособий, тестирование и консультации через Интернет.

Реализация данного проекта позволит привлекать большее количество заинтересованных в «инновационных идеях», как со стороны абитуриентов так и со стороны потенциальных работодателей выпускников ИИ СПбГПУ.