Кадровый голод, вызванный кадровым голодом, и западничество — вот что заставляет их зарплаты расти, расти, расти.

У кого быстрее всего растут зарплаты? У эйчаров — они же HR-менеджеры, специалисты по работе с персоналом, люди, которые ищут других людей и колдуют над коллективами. В 2006 году их доходы в России выросли на 18%. Сколько это в условных единицах, почему эта профессия так популярна, где кандидаты?
Только не путайте эйчара и кадровика: задача первого — не просто оформление в штат сотрудников, их учет и кадровое делопроизводство, но рекрутинг, оценка, обучение персонала, разработка мотивационных схем, планирование структурных изменений в компании, развитие внутренних коммуникаций, корпоративной культуры. В идеале почти для каждого из приведенных направлений придуман свой специалист, но на практике все множество эйчар-функций во многих компаниях выполняет один менеджер-дженералист или такая же универсальная пара: руководитель и менеджер службы персонала.

Профессионалы (и непрофессионалы) в этой сфере не только хорошо зарабатывают, но и пользуются большим спросом, который, по данным кадровых агентств, вырос в этом году в целом на 27%. А на Работе.ру и того больше: в марте 2006 на сайте размещено 300 объявлений о вакансиях эйчаров, а через год уже 2200 (!). Количество кандидатов тоже растет, хоть и не такими быстрыми темпами. Но, по мнению Ксении Чешевой, PR-менеджера кадрового холдинга «Анкор», «людей с достаточными для приема на работу навыками из всего количества резюме может быть 1%».

Популярность профессии объясняется банальными причинам, которые, впрочем, не становятся от этого менее весомыми: «люди — главная ценность компаний», «работодатели стараются удержать хороших сотрудников», «чем сильнее кадровый голод, тем более востребованы специалисты по персоналу». Но интереснее другое мнение: существует мода на профессию. Наталия Гришакова, HR-директор рекламного агентства Leo Burnett Moscow: «В конце 90-х — начале 2000-х была такая же мода на маркетологов. Компании часто приглашали на работу специалиста только потому, что такой же специалист работал у конкурента. Подобная мода на эйчаров еще не прошла. Хотя это и менее значимая причина популярности, но она есть».

По понятным причинам менеджеры по подбору персонала нужны во всех отраслях. Но внимание к таким специалистам проявляют преимущественно современные компании, западного типа, или берущие с них пример. Они и являются генераторами спроса. Структуры, живущие без перемен еще с советских временен, и госучреждения в большинстве своем остаются равнодушны к новому веянию, обходясь традиционными отделами кадров.

Зарплаты

Зарплата у эйчаров фиксированная, но рекрутерам (они занимаются только поиском и отбором кандидатов) иногда устанавливают оклад и проценты за каждого найденного сотрудника. По данным «Анкора», максимальная компенсация эйчар-директора в 2006 году составляла 14 000 у. е. в месяц, менеджера — 4000 у. е. Исследование аудиторско-консалтинговой группы PricewaterhouseCoopers показало, что в прошлом году заработки специалистов по управлению персоналом выросли в на 18%. По этому показателю профессия лидирует на рынке, обгоняя бухгалтеров с финработниками (17%) и продажников (тоже 17%).

Количество и качество

Как видно, сотрудник этот может быть очень дорогим — не каждой фирме имеет смысл его содержать, а для выполнения кадровых функций достаточно руководителей. Потребность в эйчаре оправдана, если в штате больше 20 человек, говорит Ксения Чешева. Когда штат компании гораздо больше, желательно, чтобы на каждые 50—100 сотрудников было по одному менеджеру по управлению персоналом, добавляет Наталия Гришакова.

Какие требования предъявляют к дженералистам? Самое ценное качество — опыт работы. Список навыков хорошего кандидата почти бесконечный. Умение определить потребность компании в персонале, знание кадрового рынка и трудового законодательства. Навыки интервьюирования кандидатов, адаптации новичков, аттестации персонала. Опыт разработки схем мотивации, программ по обучению, проектов организационных изменений, проведения тренингов. Владение профильным ПО, например: пакетом «1С: Предприятие» или онлайн-сервисами вроде E-Staff.

Предел требований зависит от уровня самой компании. В некоторых объявлениях о вакансии ограничиваются общими фразами «высокая коммуникабельность, ответственность, обучаемость», что, конечно, сомнительно: это не место для профессионала. Значение имеет и специализация кандидата. Например, в списке качеств рекрутера акцент переносится на наличие круга профессиональных знакомств, на способности отыскать кандидата, в том числе прибегая к хедхантингу, на умение провести собеседование и быстро оценить кандидата.

Образование HR-кандидата учитывается постольку-поскольку. Считается, что в России пока нет возможности получить хорошую квалификацию в области управления персоналом. Впрочем, плюсом для соискателя может быть диплом психолога.

Способы поиска

Если речь идет об эйчар-директоре, самый действенный способ его найти — переманить. Делают это самостоятельно или с помощью кадровых агентств. Правда, хедхантинг с помощью посредника существенно увеличивает стоимость кандидата. Плата агентству составит 10—25% от годового дохода найденного специалиста. Поэтому можно попробовать сайты или газеты, такие как «Элитный персонал», ориентированные на топов. Вакансии и резюме в них соответствующие.

Рядовых эйчаров обычно ищут в интернете. Эксперты говорят, что 90% подходящих вакансий и кандидатов можно найти на универсальных сайтах по трудоустройству (смотрите пятерку лидеров), остальных — на специализированных, например: HR-hunter, Trainings.ru, Клуб специалистов по управлению персоналом (СУПЕР). Или на форумах, где объявления и резюме еще иногда и обсуждают: HR-portal, HR-zone, форум на Кадровике.ру.

Не стоит забывать о газетах объявлений. Тем более если у вас трудности с интернетом. Среди изданий выбирать не приходится — сразу открывайте «Работу для вас», это, пожалуй, лучшая массовая газета по трудоустройству.

Берем пример

Самая популярная апрельская вакансия рядового эйчара на Работе.ру
Менеджер по персоналу, 500—1500 USD

Компания Instroyproekt приглашает на работу соискателей на должность менеджера по подбору персонала/рекрутера-консультанта по подбору строительных специалистов.

Обязанности:

— поиск соискателей по заявкам клиентов,
— организация собеседований,
— проведение интервью,
— согласование договоров.
Поиск клиентов не предусмотрен ни в каком виде!
Требования к кандидату:

от 23 до 32 лет; наличие опыта по подбору персонала или опыта работы с людьми (менеджер по продажам, преподаватель и др.); обязательно: уверенный пользователь ПК и интернета; инициативность, настойчивость, организованность, порядочность, желание развиваться; гражданство и постоянная регистрации в Москве не принципиальны.

Условия работы и компенсационный пакет:

Оформление по ТК; 5 дневная раб. нед, с 10.00 до 18.00 (без задержек); оплачиваемый отпуск — 2/12. Оклад: 380 $ (10 000 руб.) + %; реальный средний доход - 20 000—40 000 руб; бесплатно изучение английского языка.

Если вас заинтересовало наше предложение, заполните на нашем сайте соответствующую анкету: http://www.st-personal.ru/forum/viewtop … =2748#2748

Самое популярное апрельское резюме эйчар-директора на Работе.ру
Тамара Дмитриевна Берестовенко

Дата рождения: 11 сентября 1966.
Электронная почта: tomket@yandex.ru.
Город: Москва.
Пожелания к будущей работе

Должность: директор по персоналу.
Зарплата (минимум): 2500 USD.
График работы: полный рабочий день.

Опыт работы, 3–5 лет

Сеть розничных салонов, с января 2006 по март 2007.
Должность: директор по персоналу.
Поиск, наем, адаптация, мотивация, аттестация, обучение. Разработка и внедрение корпоративной политики, локальной нормативной документации, открытие филиальной сети, развитие корпоративной культуры. Успешно выполнена работа по открытию региональной розничной сети. Количество подчиненных – 2.

ООО «Ви Эм Пи недвижимость», с мая 2003 по декабрь 2005.
Должность: начальник службы персонала.
Разработка кадровой политики, создание кадровой службы с 0. Подбор и оценка персонала на вакансии различного уровня. Разработка структуры, штатного расписания, локальных нормативных документов (положения о службах, отделах, должностные инструкции), кадровое делопроизводство в полном объеме, проведение аттестации, внедрение проектов по адаптации, мотивации, психологическое тестирование, знание Трудового кодекса РФ, взаимодействие с ПФ (СЗВК, анкеты застрахованных лиц), контроль и решение организационных процессов, формирование и внедрение корпоративной культуры, ведение отчетности. Удалось не только представить проекты по адаптации, мотивации, созданию корпоративной культуры, но и успешно внедрить их. Количество подчиненных – 1.

ЗАО «Охранная фирма «Альфа-Профи», с ноября 2002 по май 2003.
Должность: помощник президента.
Rадровое делопроизводство в полном объеме, подбор персонала, сдача отчетов в ПФ,планирование, подготовка и помощь в проведении переговоров, делопроизводство, прием и распределение телефонных звонков, ведение базы данных, организация работы офиса, координация работы водителей, контроль исполнения документов и дисциплины сотрудников офиса.

ООО «Агентство по антикризисному управлению», с сентября 2001 по октябрь 2002.
Должность: помощник руководителя.
Создание кадровой службы с нуля, формирование корпоративной культуры, подбор персонала, психологическое тестирование,планирование дня руководителя. функция «частичного замещения» в момент отсутствия, организация и поддержка бизнес-процессов. контроль исполнительской дисциплины, делопроизводство, кадровая работа, организация работы офиса, написание статей в журнал, ведение базы в режиме Excel. Количество подчиненных — 2.

ООО «СовЮрИнвест», с ноября 1998 по август 2001.
Должность: помощник руководителя.
Cоздание кадровой службы с нуля, создание нормативных документов (положения, должностные инструкции и т. п.), подбор персонала, тестирование, мотивация, планирование дня руководителя, контроль исполнения юридических документов, ведение графиков судебных заседаний в качестве истца и ответчика, организация корпоративных мероприятий, работы офиса.

ЗАО «Делма ЛТД», с февраля 1998 по ноябрь 1998.
Должность: секретарь-референт.
Планирование дня руководителя, организационная работа.

АО «Инфа-Отель», с февраля 1994 по июль 1996.
Должность: валютный кассир.
Сведение баланса дня, месяца, года, инкассация, работа с пластиковыми картами.

Гагаринский РК КПСС, с сентября 1987 по июль 1990.
Должность: статистик-учетчик.
Организация работы Бюро, заполнение партийных документов, работа с архивами РК КПСС и ГК КПСС.

Издательство «Мир», с октября 1985 по август 1986.
Должность: корректор, ст. корректор испанской редакции.
Правка версток, гранок, рукописей.

Профессиональные навыки

Продвинутый пользователь ПК. Стрессоустойчива, умею работать в команде и среде конкуренции, ответственна и коммуникабельна. Word, Excel, Outlook,«Кадры Плюс» etc.
Образование

Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Высшая школа корпоративного управления (курсы переподготовки), с 2003 по 2003.

МГУ им. М. В. Ломоносова (высшее), с 1984 по 1989.

Повышение квалификации

Квалификация: менеджер по персоналу
Учебное заведение: Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Екатерина Кожеватова